Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

клавиши

Опять студент!

Друзья, можете меня поздравить: я теперь снова СТУДЕНТ! :)

Сегодня я был официально зачислен в магистратуру Высшей школы музыки Штутгарта, которую я уже закончил год назад, но по другой специальности. Тогда это было то, что по-русски называется "специальное фортепиано". В качестве выпускного экзамена я тогда отбабахал на этом самом специальном фортепиано большую программу на час с четвертью времени, в том числе - одной левой рукой - 2-й Концерт Равеля.



Нынче мне предстоит учиться ещё два года, на этот раз, более специфическому мастерству. По-немецки специальность называется "Korrepetition - Musiktheater". Первое слово переводится на русский как "концертмейстерское мастерство" и одновременно "совместная работа" - в данном случае, с солистами музыкального (оперного) театра. Учить меня этому мастерству будет профессор, замечательный пианист, дирижёр и музыкальный руководитель оперной школы Штутгарта - Бернхард Эпштайн:



Вот здесь про него подробнее на немецком языке.

Что же должен уметь делать "коррепетитор оперного театра"?

- Играть толстенные клавиры многочасовых опер - от начала до конца, в правильном темпе, да без ошибок, как надо;
- основные оперные сцены - уметь ещё и одновременно спеть: на языке оригинала, громко, музыкально, все партии одновременно;
- знать, что и как в опере должно правильно звучать и уметь объяснить певцу, что и где он делает не правильно - произношение, интонация и т.д. и т.п.;
- аккомпанировать всем и вся на супер-пупер уровне, да и вообще круто играть всё подряд.


Для меня эта учёба - эта:

- Возможность развить свои аккомпаниаторские навыки и освоить новые (засчёт посещения параллельных дисциплин);
- возможность продлить визу еще на два года;
- отличный и интересный опыт;
- возможность в будущем получить довольно редкую квалификацию, а значит - весьма высокооплачиваемую работу.


Что ж, с октября-месяца буду начинать потихоньку учиться, благо здесь это совсем не дорого. А вообще, учиться следовало бы не потихоньку, а истово и рьяно! Но посмотрим, как пойдёт ;)
promo key_stranger january 27, 2013 16:29 26
Buy for 100 tokens
Прошлой зимой я совсем ненадолго оказался в Осло. Буквально, на один день. Летел с Крайних Северов обратно в Германию, и авиарейсы совпали таким образом, что мне пришлось переночевать в столице и улетать дальше только на следующий вечер... N.B. Кстати, моим новым друзьям я рекомендую почитать о…
клавиши

Бабушкин лексикон

Вчера прихожу к ученику (8 лет), меня встречает бабушка. Заходим в комнату. Два брата - мой ученичок и его младший брат смотрят мультики. "Так, - говорит бабушка, - пришёл учитель, выключаем ящик!". Ребята посмеялись над странным именованием их телевизора - "die Kiste". А я удивился, что "ящик" - он и у русских, и у немецких бабушек - "ящик".



А какие интересные словечки вы помните от своих бабушек/дедушек? Или забавное произношение "современных" слов?

Вот мы с сестрой с улыбкой вспоминаем, как наша бабушка (дай ей бог здоровья) говорит "четЬверЬг". А другая бабушка (земля ей пухом) за увлечение смотреть телевизор называла нас "кинщиками" (видимо, от слова "кино"). А ещё "короедами" :). Потом, уже в школе, узнав, что короед - это такой жук, мне было забавно...
пиво

Дмитрий Быков об экзаменах, мотивации и невротизации детей

Эфир "Эха Москвы" от 19 июня:

"О. ЖУРАВЛЕВА — <...> Есть вопрос от Владимира из Петербурга: «Нужны ли выпускные экзамены, вообще?»

Д. БЫКОВ — Думаю, что да. Они нужны для некоторой — не побоюсь этого слова — невротизации ученика.

О. ЖУРАВЛЕВА — Кровожадный какой!

Д. БЫКОВ — Потому что, если он ничего не боится, то тут ничего не.... Я помню, у нас с Костей Крыловым был довольно долгий спор, нужна ли невротизация подростка, вообще. Есть семьи, где детей изо всех сил невротизируют, дают установку на карьеру, и это никогда почти ничем хорошим не кончается. У меня есть ощущение, что невротизация, совершенно, необходима, потому что, если ребенок не будет бояться, этого ничего не выйдет. У меня с сыном был очень жестокий разговор после того, как он один экзамен чуть ли не завалил — не буду говорить, какой — и просто он уже чуть ли не с ненавистью на меня глядя, спросил: «Я не пойму, чего ты сейчас добиваешься? Ведь я уже его сдал!» Андрюха, вот, если ты меня слышишь — я добиваюсь, чтобы ты понимал, что, все-таки, твоя самооценка определяется не только тем, что о тебе думают друзья и девушки — она определяется экзаменом тоже. Я всегда любил сдавать экзамены, мне это нравилось, как испытание определенное — это всегда трудно. Ну, это понимаете, как иначе лошадь заставить, если она барьеры не берет? Поэтому...

О. ЖУРАВЛЕВА — Вы говорите о невротизации, вы хотите сказать, что человек должен понимать ответственность?

Д. БЫКОВ — Он должен бояться экзамена, конечно; он должен любить экзамен, как радостную демонстрацию возможностей. Понимаете, вот этот приятный холодок, конечно, может быть несколько вредный для психики, но, все-таки...

О. ЖУРАВЛЕВА — Нет, но просто сейчас родители кинуться с ремнями и, я не думаю, что эти невротики будут хорошо сдавать экзамены...

Д. БЫКОВ — Оля, вы прекрасно знаете, кто берется за ремень. За ремень берется алкоголик, который о существовании у него сына вспоминает перед экзаменом. Он думает: Выпорю профилактически — будет хорошо. На самом деле, ремень — это примерно так же устарело, как Запорожец, хотя Запорожец — прекрасная машина. Сегодня человек, если он, действительно, хочет, чтобы ребенок сдавал экзамены хорошо, должен внушить ему сильную мотивацию. Я не знаю, будет ли это карьерная мотивация — вы знаете, что в России сейчас карьера меньше всего зависит от ума — но, это мотивация высокой самооценки. Если тебе не за что себя уважать — кто ты такой? Вот, сейчас у вас провели на «Эхе» опрос: Чем в России можно гордиться? И 60%, насколько я помню, не смогли назвать ничего. Что это такое? Вот, это предел моральной деградации. Даже самые лютые оппозиционеры, найдут, чем сегодня гордится в России."



***
Интресная позиция, я как-то раньше об этом не задумывался. Я умом всегда не любил экзамены, понимал, что это лишний труд, который, в общем, никаких знаний не закрепляет. Но ведь был тот самый "приятный холодок", не поспоришь! Я никогда не был готов так, чтобы совсем "с иголочки", "на зубок". Но и не оставлял всё совсем на самотёк. Предпочитал ориентироваться в материале, оставлять возможность подсмотреть в учебник или тетрадь (шпоры мне было просто лень делать), ну а остальное - дело импровизации :). Достаточно ли меня невротизировала школа для дальнейшей жизни? Не знаю, но главным невротизатором в школьные годы были всяко не экзамены...

А как у вас обстояли дела со школьными и вузовскими экзаменами? Как готовились? Списывали или давали списывать? Что чувствуете по прошествии времени?
клавиши

Последний звонок или Первое счастье?

Последний звонок, говорите? Я не стану вас спрашивать, как прошла ваша главная гулянка детства (или юности, кому как правильнее). А меня вот что интересует:

как вы ощутили это "расставание со школой"? Как вы смотрели в будущее в те дни?

Вот я из школы сбежал после 9-го класса, поступив в музыкальное училище. Я ещё с зимы ходил на подготовительные курсы по сольфеджио, и если меня спросить, как выглядит переход из ада в рай, то для меня это однозначно была разница между школой и училищем. Там я делал то, что полностью понимал. Там меня окружали люди, которые мне улыбались и которым я был интересен. Там был огромный Город, который я исходил пешком вдоль и поперёк, так что до сих пор могу сказать с точностью до двух минут, сколько мне понадобится времени, чтобы дойти от одного конца центра до другого. Там было Будущее, которое именно тогда было самое ясное, какое я только видел когда-либо до и после...

Вот он, кстати, я в училищные годы в окружении красавиц-пианисток (да, нас, парней было в разные годы от 4 до 6 человек на более 20 девушек...) и нашей легендарной (земля пухом) учительницы по сольфеджио:



Ну дети прям! А для меня они все такие же, как и я. В том возрасте, в котором я сейчас... Дети, короче :)
клавиши

Каким ты был в школе?

Я сегодня был в одной немецкой школе, там семиклассники и семиклассницы выполняли различные упражнения под музыку. Вернее сказать, иногда это делали, пока не дурачились и не галдели, вызывая у бедной учительницы симптомы погашенной злости (педагог же, профессия такая). Но за пять минут глядения на детей видно, до чего же они все разные! Одни стоят смирно, другие постоянно вертятся как ужи. До одних доходит сразу, другим приходится впихивать по нескольку раз. У всех разной силы огонёк в глазах, у каждого свой характер и своя судьба...

А я хочу у вас спросить: какими вы были в школе? Ботанами или разгильдяями? Спокойными как танк или забияками? С каким настроением ходили в школу? А с каким - уходили? Радовались, когда закончили учиться? Как вспоминаете то время - как ужас или как что-то самое прекрасное в жизни?

Вот, я в седьмом классе на 1 сентября, обнимаю сестрёнку :



Я в школе был нередко шпыняем и порой бит, да-да. Но бит в равной драке, в которой, увы, никогда не преуспевал, потому что не мог позволить себе въехать обидчику в лицо (это же лицо!), а моим обидчикам не был знаком этот барьер. Зато с паренёчком, что на фото слева в бабочке, мы на переменах абстрактно делили планету Землю по сферам влияния. Пока сверстники орали и бросались пеналами (мой пенал был среди них регулярно), мы обсуждали геополитику. Да-да.
клавиши

Я играю музыку Шопена и Губайдулиной в Камерном зале Высшей школы музыки Штутгарта (01.12.2011)

1 декабря уже прошлого года в нашей Школе прошёл концерт пианстов-студентов профессора Шошаны Рудяков. Я завершал представление двумя яркими произведениями, которые вы можете послушать ниже.

***


Фредерик Шопен (1810-1849)

Первая пьеса - цикл польского романтика Шопена - Andante Spianato и Большой блестящий полонез (op. 22). Я уже обыгрывал эту вещь неделей ранее в Штутгартской ратуше. На этот раз - и рояль побольше, и исполнение, имхо, помасштабнее ;)




***

Минуя нескольколько временно-стилевых "пластов", перенесёмся в 1962-й год, когда молодая (31 год) и удивительно самобытная и талантливая аспирантка Московской консерватории, композитор София Губайдулина пишет свою "Чакону", полюбившуюся впоследствии многими пианистами как яркая "конкурсная" пьеса в категории "современная музыка".


София Губайдулина (р. 1931г.)

Невероятно сложная для запоминания, весьма непростая технически и даже физически (я недурственно выложился на октавах в левой руке в самом конце, что даже несколько потянул какую-то связку в боку), довольно сумбурная на первый взгляд, но при этом чрезвычайно логично выстроенная "по кирпичикам". В общем, слушайте...

София Губайдулина. "Чакона" (1962):




Надеюсь, друзья, вы не соскучились от прослушивания этой музыки ;). Буду рад выкладывать видеоотчёты с новых концертов. Кстати, всего через 3 недели (!!!) мне уже играть выпускной экзамен (а это программа более чем на час!). Поэтому недавно (в понедельник) я вышел на "финишную прямую" - занимаюсь как никогда активно и интенсивно. Интересно, надолго ли меня хватит?..
клавиши

Мастер-класс Легенды

Пианист Альфред Брендель известен как один из самых авторитетных исполнителей музыки так называемых "венских классиков", в первую очередь, Бетховена. Но и Моцарта с папашей-Гайдном он переиграл чуть ли не полностью - точно не знаю, но почему-то не сомневаюсь в этом. Зато отлично помню, как один коллега отца, заядлый меломан, по просьбе собрать для меня подборку записей какой-нибудь сонаты, которой я в то время играл (конец 90-х - начало 2000-х - время моего поступления и обучения в училище), непременно включал в этакую "монотематическую" кассету исполнение Бренделя. И оно стабильно было в числе самых убедительных. На Ютубе можно послушать множество записей маэстро.

Образ пианиста настолько слился с "небожителями" той эпохи и того уровня таланта  - Святославом Рихтером, Артуро Бенедетти-Микеланджели, Клаудио Аррау и т.п. - что я оказался в лёгком шоке, когда увидел его фамилию и лицо над ней на афише, приклеенной к колонне в нашей Школе. Оказывается, маэстро жив и здоров (почему-то я не сомневался в обратном), да и помоложе, чем я думал (ему только в этом году исполнилось 80 лет). Я уж и не говорю, что старик в отличной пианистической форме, к тому же ведёт активную педагогическую деятельность, частью которой можно считать состоявшийся 11 декабря Мастер-класс маэстро в Штутгартской Высшей школе музыки. Несмотря на крайне негуманное время мероприятия - воскресенье в 10 утра!, - Большой зал школы был полон студентов и педагогов - по крайней мере, его левая половина - та, с которой можно увидеть руки исполнителей. Одним из таких исполнителей - "подопытных" герра Бренделя - была петербургская пианистка Марина Гошкиева, ныне обучающаяся здесь в аспирантуре у профессора Кирилла Герштейна. Я записал на видео небольшой (8:30) эпизод этого открытого урока - работу над первой частью Сонаты до-минор Йозефа Гайдна:



Collapse )

 После мероприятия нам с коллегой удалось пробраться в закулисье и запечатлеть свои скромные, но восторженные лица на одном кадре с легендой мирового пианизма:



Вдохновение от мастер-класса было чрезвычайным и настраивало на интенсивную работу, однако, оно не пересилило обычных физиологических потребностей: воодушевлённый и вдохновлённый я отправился домой досыпать украденные для Искусства часы здорового воскресного сна...
сон

Как долго вы собираетесь к выходу из дома по утрам?



Недавно я-таки вывел время, необходимое мне для того, чтобы собраться утром к выходу из дома без стресса и спешки. При условии, что мой путь от дома до места учёбы занимает 15 минут, мне следует встать с кровати (окончательно, с автоматическим застиланием постели, а не как обычно...) за 2 часа до момента прибытия в школу, если мне нужно принимать душ и бриться, или за 1,5 часа, если я достаточно чист и гладколиц. Соответственно, мы можем вывести чистое время на сборы - от 1ч. 15мин. до 1ч. 45мин. (иногда случается, что я моюсь, но не бреюсь или наоборот - в этом случае время на сборы может быть немного менее 1:45, но не всегда). За это время я успеваю:

Collapse )

А сколько вам обычно требуется, в среднем, на то, чтобы собраться и выйти из дому на работу/учёбу, но так, чтобы всё успеть и не чувствовать спешки и стресса? И что вам больше нравится - встать пораньше и спокойно, размеренно всё сделать, или собраться впопыхах, но зато выспать лишние полчаса-час?
клавиши

"Май Вэй" от штутгартских ребятишек


11 июля в нашей Школе проходил интересный концерт: студенты младших курсов эстрадного отделения, собранные в небольшой ансамблик, заняли пространство под лестницей, ведущей к Камерному залу и органным классам, и около часа музицировали на виду у всех проходящих мимо однокашников. Мне удалось сделать видеозапись последней композиции - знаменитой песни "My Way". Получилось, конечно, неахтишненько, но ребята старались - это очевидно :). На видео можно также увидеть главное фойе нашей Школы, 4-й (подвальный), 5-й и 6-й (тот, что под потолком) уровни, уголок вахтёра (1:32) и слева от него - проход в столовую, а также вид через большое окно в сторону выхода к центру города, а слева - Башню Концертного зала (и её же галерею - внутри здания; под её основанием как раз и расположились музыканты). Итак, смотрим и слушаем:

"My Way". Играют студенты эстрадного отделения Высшей школы музыки Штутгарта (Германия), 11.07.2011:

клавиши

Управляй своим взлётом


Друзья! Хочу познакомить вас со своим Шефом... Своим Наставником, Учителем и просто Другом - всё с большой буквы. Я убеждён, что 80% музыкантского профессионализма, коим я обладаю нынче, я перенял от него. А ещё он неоценимо повлиял на моё личностное развитие, да и не только на моё - большинство моих коллег-его учеников мне вторят...

Он учился в МГК в то время, когда этот вуз - Московскую Консерваторию - все в мире считали крутейшим музыкальным вузом в мире. Наумов, Наседкин, Межлумов (...) - это только его непосредственные учителя (для справки - корифеи мировой фортепианной педагогики), а кто там только не гулял по коридорам в те времена: Рихтер, Гилельс, Ростропович, Вишневская, молодые - Спиваков, Гаврилов... К прошлому году Виктор Иванович Архипов мог похвастаться тем, что помимо того, что являлся доцентом Петрозаводской Консерватории, воспитав не один десяток музыкантов, но и успешным топ-менеджером, консультурующим руководителей и персонал крупнейших коммерческих компаний Петрозаводска и Карелии.

Архипова "выживали" из консы всё время, сколько я себя в ней помню (а я там обитал с 2004-го). Правда, в 2005-м его, скрипя зубами, переутвердили на должность доцента, но к 2010-му Виктор Иванович стал уже просто невыносим для начальства. Ибо НИКТО кроме него (и отчасти - меня) в консе не осмеливался открыто высказываться обо всём, что творится там, будь то наверху (бестолковое, "совковское" управление по известному принципу распила между своими) или внизу (беспорядки и пьянки в общежитии, устраиваемые студентами - прежде всего, учениками того самого начальства). Конструктивные предложения Архипова (которые он регулярно вносил администрации ещё с начала 90-х годов) начальством либо игнорировались, либо реализовывались в извращённом виде. Но ещё до массовой интернетизации студентов ещё можно было как-то замалчивать ситуацию, но года с 2007-го всё начало естественным образом "прорываться"... Сперва я открыл в "Контакте" первую и остаюуюся до сих пор единственной площадку для общения между студентами, педагогами и выпускниками: группу "ПэГэКа имени АКэГэ" (видоизменённо от П(тз)Г(ос)К(онсерватория) им. А.К. Глазунова), где сейчас обитает более 1300 человек. Впервые студенты получили возможность поговорить открыто (или полуоткрыто) о том, о чём до сих пор беседовали только на общажных кухнях: о качестве ремонта и деньгах, затраченных на него; о том, почему в аспирантуру поступают только "особые" студенты, ну и на подобные "нехорошие" темы. А чуть позже и Виктор Иванович открыл свой проект в "Контакте" - "НЕвуз имени Архипова", куда стал регулярно вбрасывать свои острые и мудрые статьи на всевозможные темы - от рецензий на концерты младших коллег (чего раньше вообще никогда не было, ибо это здесь не принято - бередить такие раны) до мыслей о путях развития культуры и цивилизации в России и в Мире.

Естественно, все эти мысли и беседы вставали поперёк горла у "админов" нашей консы. Ну, со мной-то справиться легко: раскидал круглому отличнику три "четвёрки" по всем ГОСам - и обойдёсси, дружок, и без красного диплома, и без аспирантуры (сейчас я понимаю, что это чепуха, но тогда мне было обидно). А вот Архипова просто так уволить нельзя, да и не за что. А вот не утвердить по конкурсу - теоретически можно. А практически поступить этаким свинским образом: сговориться на завистливой Кафедре (где Архипов объективно являлся самым квалифицированным пианистом, несмотря на обилие пряничных "профессоров" вокруг) и не утвердить, а потом рассадить "квакеров" по Учёному Совету, и там напустить дыму... В общем, в прошлом году консерватория потеряла своего последнего "московского" специалиста. Многие, кстати, по слухам, сейчас грызут локти: разве же мы знали? Ну мы же не думали... После этого было ещё два суда (Архипов расскажет о них на видео), в том числе о защите чести и достоинства... Не стоит вам, наверное, говорить, чем они закончились, учитывая страну, где мы живём?

А вот Виктор Иванович недавно переехал в другой город, который пока держит в секрете. Его пригласили работать топ-менеджером в одну фирму, и он регулярно пишет, что в восторге как от условий проживания, так и от уровня личностного развития директора, с которым работает. За день до отъезда Виктор Иванович с помощью нашего общего друга записал видеоинтервью, которое может быть интересно не только музыкантам. В общем, всячески рекомендую к просмотру! :)

***

Виктор Архипов: "Управляй своим взлётом":