key_stranger (key_stranger) wrote,
key_stranger
key_stranger

Category:

Сольфеджирование (новое слово в твоём словаре)

Те, кто ходил в музыкальную школу, ну или у кого дети ходят в музыкальную школу, слышали такое слово "сольфеджио". Это типа такой предмет, который никому не нравится, но на который надо ходить, а то выгонят. Некоторые особенно продвинутые помнят, что на сольфеджио дети пишут музыкальные диктанты, угадывают интервалы и аккорды и поют музыкальные примеры по нотам.

Вот, собственно, последнее и есть СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. Это когда, напевая знакомую мелодию, ты произносишь не "Без тебя, без тебя...", а "до-ми-ля до-си-фа...". Короче, каждый звук мелодии ты произносишь с названием соответствующей ноты. Кажется, что очень сложно, а на самом деле это дело привычки и способностей. Это примерно как слова произносить побуквенно: ты представляешь слово целиком, а потом разбиваешь его на отдельные буквы и выдаёшь название каждой буквы в отдельности. Просто с нотами человек общается либо намного реже, либо вообще не общается. А я помню, мы в училище соревновались, кто быстрее просольфеджирует какой-нибудь виртуозный этюд, - скороговорщик Скэтмэн молча курил в сторонке.

Но как и буквы в разных языках, ноты в разных музыкальных культурах и образовательных традициях называются по-разному. И нам, музыкантам, следует благодарить богиню Эвтерпу за то, что в сфере профессиональной музыки, использующей нотные символы (а есть ведь и такая, которой ноты и не нужны!), осталось всего две основных системы нотации.

Первая - назовём её "слоговой" - известна всем тем, кто родился и вырос на территориях бывшей Российской империи, Советского Союза и прилегающим к ним отдельным странам. Многие из нас впервые познакомились с этой системой благодаря чудесному минималистическому (но не менее других обкуренному) мультфильму "ДоРеМи":



Существовали различные методики того, как следует вдалбливать малолетним чадам эти никак не связанные друг с другом по смыслу непонятные звукосочетания. Например, в нашей школе мы должны были рисовать для каждой ноты (а позже - для каждого интервала - терция, квинта и т.д.) соответствующее животное. Этакий зоопарк ассоциаций! Зато эти любопытные слоги, взятые давным-давно из какого-то старинного латинского гимна, для нас обрели каждый своё индивидуальное "лицо" (в том числе, и такое сюрреалистичное, которое показано в мультике выше). Короче говоря, ничто больше в этом мире, кроме нот, не обозначается такими уникальными мантрами как "до-ре-ми-фа-соль-ля-си".Но если посмотреть на клавиатуру пианино, видно, что нот вовсе не семь, а целых двенадцать! Ну, на этот случай есть "диезы" и "бемоли", а название нот будет, соответственно, "до-диез" или "си-бемоль". Возвращаясь к сольфеджированию, т.е. именно ПЕНИЮ по нотам, как-то глупо выглядит, когда на одну ноту приходится пропевать сразу три слога (1.до 2.ди 3.ез), поэтому так повелось, что дополнительные знаки (по-музыкантски - "альтерация") при пении опускаются, хоть и подразумеваются. (Естественно, это не касается пропевания сложных аккордов, в которых как раз и тренируется умение правильно назвать ноту: ля-диез или си-бемоль - хоть на пианино это одна и та же клавиша).

В общем, мы, т.е. музыканты, воспитанные в условно "нашей" музыкально-образовательной системе, очень довольны ею и с сомнением взираем на Запад, где (правда, не везде) распространена другая нотная система -

Буквенная. Кто знает три аккорда на гитаре - их названия взяты как раз оттуда. А-m - это сокращённо от a-moll, т.е. ля-минор. Буквенная система была и остаётся распространённой в странах, откуда, собственно, и пошла профессиональная музыкальная традиция, т.е. в Германии и Австрии, поэтому музыканты в других странах регулярно встречаются с наименованиями типа "Sonata G-dur" или "Klavierkonzert c-moll". А вот в самих этих странах даже профессиональные музыканты не всегда достаточно подвижно ориентируются в "слоговой" системе. А уж дети-то вообще про неё не слышали.

Кстати, о детях. К тому времени, как родители решают отдать своих отпрысков на препарацию обучение музыкальным учителям, они уже ознакомили их с местным (в моём случае - с немецким) вариантом латинского алфавита. По крайней мере, с его первой четвертью, дальше нам и не нужно. В этом смысле, детям легче освоить названия и последовательность нот, потому что они совпадают со знакомыми буквами. Но есть несколько нюансов, о которые я как педагог здесь постоянно спотыкаюсь:

1. Почему алфавит начинается с "А", а нотная последовательность - с "С"?
2. Почему если в алфавите после "А" идёт "b", то по белым клавишам после "А" идёт "h", а "b" - вообще чёрная клавиша?


Ещё регулярная проблема: дети легко "ловят" последовательность наверх: c-d-e-f-g-a-h, а вниз ту же последовательность проговаривают с трудом. Периодически они пропевают правильно - сверху вниз, - но называют ту же последовательность от "c" до "h", как будто вверх. Потом мы начинаем изучать "диезы" и "бемоли". По-немецки "диез" будет "кройц" (как "крест" - ну да, не "решётка" же!) а бемоль они называют просто "бе", потому что он выглядит как прописная "b" (по-моему, совсем не похоже). Однако, никто не говорит - "C-кройц", а надо говорить "cis". И поехали: учим к каждой ноте её вариант с диезом и бемолем. Логика есть: к "повышенным" нотам добавляем "-is", к пониженным - "-es", но опять вопросы:

3. Почему As, а не Aes? Почему Es, а не Ees?
4. И почему всё-таки "b", а не "Hes"???


Зато можно сольфеджировать все альтерированные ноты! Потому что и "цис" и "эс" - всё на один слог :). Кстати, "наши" музыканты довольно быстро привыкают к буквенной системе и начинают даже между собой называть ноты латинскими буквами и их сочетаниями. Я, конечно, не могу так же быстро и импровизационно, как слогами, сольфеджировать ноты буквами, но уже почти на автомате проговариваю учениками их мелодии, которые им следует играть. И даже использую "третью" систему сольфеджирования: называю ноты ЦИФРАМИ, соответствующими тем пальцам, которыми следует нажимать ту или иную клавишу, - подчас это даже более эффективно, чем ноты.

Добавлю ещё, что есть некоторые нюансы в буквенной системе. Например, в Америке не используют окончания "-is" и "-es", а просто добавляют к ноте "sharp" (диез) или "flat" (бемоль). Периодически возникает путаница с нотой "си", которая в "немецком" варианте обозначается как "h", а в американском - как "b", в то время как "си-бемоль" идёт как "b flat". Это всё следует помнить, потому что система джазовой гармонии, а значит - и все издания джазовых стандартов, - основана на американской нотации. Но это всё выучивается элементарно.

Но вообще, сольфеджирование - это вариант профессионального задротства. Потому что мелодию важно петь просто чисто, можно на "ля-ля-ля", а лучше - с соответствующими словами. Но когда каждый чисто взятый звук в голове ассоциируется с каким-то виртуальным слогом, то это уже, видимо, пример психического заболевания...
Tags: детский сад, йа педагог, музыка, мультики, мыслеворот, недорецензии, эксперименты
Subscribe

  • Альянс - "На заре" | Кавер на фортепиано

    🎹🙏🏻 Памяти клавишника группы Альянс Олега Парастаева (1958-2020) записал сегодня этот кавер на его самую известную песню - "На заре".…

  • Знаете, что такое забота?

    Вчера подхожу к остановке трамвая. У нас трамваи по большей части ходят по огороженной линии, а остановки возвышаются на платформах. Так вот,…

  • Love of my life

    Сегодня 70 лет исполнилось бы человеку, который был одно время для меня музыкантом №1. По этому поводу я просто не мог пройти мимо и не записать…

promo key_stranger january 27, 2013 16:29 26
Buy for 100 tokens
Прошлой зимой я совсем ненадолго оказался в Осло. Буквально, на один день. Летел с Крайних Северов обратно в Германию, и авиарейсы совпали таким образом, что мне пришлось переночевать в столице и улетать дальше только на следующий вечер... N.B. Кстати, моим новым друзьям я рекомендую почитать о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Альянс - "На заре" | Кавер на фортепиано

    🎹🙏🏻 Памяти клавишника группы Альянс Олега Парастаева (1958-2020) записал сегодня этот кавер на его самую известную песню - "На заре".…

  • Знаете, что такое забота?

    Вчера подхожу к остановке трамвая. У нас трамваи по большей части ходят по огороженной линии, а остановки возвышаются на платформах. Так вот,…

  • Love of my life

    Сегодня 70 лет исполнилось бы человеку, который был одно время для меня музыкантом №1. По этому поводу я просто не мог пройти мимо и не записать…