key_stranger (key_stranger) wrote,
key_stranger
key_stranger

Category:

Скульптура, которая говорит с тобой: парк Вигеланда в Осло

Прошлой зимой я совсем ненадолго оказался в Осло. Буквально, на один день. Летел с Крайних Северов обратно в Германию, и авиарейсы совпали таким образом, что мне пришлось переночевать в столице и улетать дальше только на следующий вечер...

N.B. Кстати, моим новым друзьям я рекомендую почитать о моём эпическом автостопно-авиационном забеге "На макушку Европы" - поездка позапрошлого года со множеством фотографий Осло, Тромсё (полярной столицы Норвегии) и живописнейшей трассы от Тромсё до российской границы; с рассказом о внезапном ночлеге в саамском посёлке и с констатацией внушительной разницы между природой Норвегии и приграничным российским городком Никель.

Ну а сейчас я оказался в Осло зимой, в феврале. У меня было лишь несколько часов дообеденного времени на прогулку по городу, и мой вписчик посоветовал мне сразу же поехать в Парк Вигеланда. "А что там есть?" - спросил я. "Там много разных скульптур... Был такой скульптор, Густав Вигеланд, а в парке множество его работ... Всем, кто ко мне приезжал, там понравилось!" - сообщил мне норвежский каучхост. "Хм", - подумал я, но решил всё же скататься в место, где я прежде не бывал и навряд ли когда-нибудь запланировал бы поход туда без посторонней наводки.

И я ни капли не пожалел!

Скажем так, я находился под впечатлением ещё несколько дней. Это был первый случай в моей жизни, когда сам жанр скульптуры вызвал во мне прямой эмоциональный отклик, а если точнее - поверг меня в истинный восторг! Сегодня я приглашаю вас если не разделить со мной всю полноту этого удовольствия, то хотя бы просто полюбоваться на то, насколько много могут говорить застывшие позы - порой весьма необычные! - взрослых и детей, будто проявленные с фотоплёнки и отлитые в бронзе или высеченные в граните скульптурные фигуры.





Парк находится в 10 минутах ходьбы от станции метро "Majorstuen" и где-то в часе ходьбы от центрального вокзала.

Поскольку у меня не было времени и карты местности, зато был относительно тяжёлый рюкзак за плечами, я предпочёл отправиться на метро. Скульптурный комплекс Густава Вигеланда - это где-то треть территории всего парка, расположенная по центру, а вокруг - регулярные аллеи и спуски к долине ручейка. Я зашёл в парк с севера и пошёл по одной из таких аллей. 




Глаза слепил белейший снег, отражающий каждый солнечный лучик (с погодой сегодня натурально повезло). Изобилие света не могло не сказаться на качестве цветопередачи на фотографиях, за что я сразу извиняюсь (сделал всё, что смог). Прибавим к этому морозец и близость моря, свежесть, характерную не для столицы страны, а для загородного парка... В общем, настроение моё было боевым, я решил осмотреть здесь решительно всё! :) Впереди виднелись скульптуры и сопутствующие постройки, характерные для середины 20 века. Я двинулся к ним:




Не только снег шуршал под ногами, но и сухие листья на кустах, когда к ним прикасаешься:




Итак, я дошёл до комплекса и посмотрел направо:




Небольшое возвышение венчает странной формы обелиск. Вокруг можно заметить скульптурные группы из чего-то серого - как выяснилось позже, из гранита:




Не доходя до "гранитной" группы, по дороге встречаем "бронзовую". При близком рассмотрении видно, что посерёдке стоят мужчины и держат чашу (летом там работает фонтан). Вокруг фигуры детей - совсем маленьких и постарше - и разные бытовые сцены "как бы" под тенью деревьев:












Вообще, я вам скажу так: когда я пришёл в парк, я понятия не имел о скульпторе Густаве Вигеланде. Я не читал ни его биографии, ни табличек с расшифровкой смысла каждой скульптуры (там таких табличек, кстати, нет). Искусствоведы типа моей  сестрёнки  уже не раз поделились своими концепциями относительно каждой из работ. Я же был здесь впервые, наблюдал всё "с чистого листа". Я хотел лишь одного: увидеть в этом что-то или в очередной раз убедиться, что в подобных "шедеврах" сложо заметить что-то, кроме обкуренных фантазий автора. Как я уже писал выше, я не разочаровался. Я понял всё - по-своему, вероятно, где-то не так, как это понимал автор и очкастые искусствоведы. Но ведь искусство тогда становится Искусством (на мой взгляд), когда любой воспринимающий его находит для себя какое-то послание для себя. Лишь по приезду домой я почитал статейку на Википедии про этот парк, да и про самого скульптора. Я понял, что был очень близок к пониманию, а что-то я понял даже глубже, чем это принято понимать. В качестве комментариям к фотографиям я буду иногда делиться своим пониманием замысла автора, а уж ваше дело - соглашаться с ним или думать по-своему (кстати, интересно услышать от вас в комментариях свои мысли по поводу отдельных работ!)

Вот, например, этот фонтанный комплекс я понимаю так: взрослые мужчины несут свою ношу. Мы не видим, что там в ней, но для них это важно. Они увлечены своей работой, они не смотрят вокруг, хотя там кипит жизнь. Жизнь их семей, их детей, их самих в детстве и молодости. Сейчас у них есть эта Важная Чаша, которую необходимо Нести.






А это я обернулся назад - туда мы ещё вернёмся (сорри за качество фото - солнце бъёт прямо в глаза). Дорожка, что ведёт вперёд, - это мост, вдоль которого будет много интересных скульптур, но о них - ниже.






Вот мне искренне интересно, о чём просит юнец своего отца? Или деда?




На возвышение ведут брутальные ступеньки с не менее брутальными фонарями. Я бросил рюкзак в кусты (на фото слева) и потопал наверх.






Подойдя поближе, можно разглядеть, что обелиск в центре ("Монолит") состоит из фигур людей, наваленных друг на друга. Словно отколовшиеся от большого куска людской массы, вокруг расселись другие персонажи:




Герои скульптур - обычные люди в разном возрасте в своём взаимодействии. Этакий круговорот жизни. Играющая и дерущаяся детвора, родители со своими малышами, влюблённые парочки, взрослые и старики, полные сил и немощные перед смертью, - просто ходишь вокруг и рассказываешь сам себе истории про каждую сценку. Я очень хочу побывать здесь ещё разок (или даже не один!) со своей дочкой и послушать её рассказы про этих людей...







Вот в Википедии говорится, что смысл центрального обелиска состоит в "желании человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению". А я вот этого не заметил. Моя концепция такова: это некая попытка показать человеческую личность в "развороте", этакий "разрез" айсберга - не только видимая, но и невидимая часть. То, что есть человеческая личность, это нагромождение сотен личностных особенностей предков, а ещё и современников, влияющих на неё. Кто знает - может, я в личностном плане - точная копия моего пра-пра-пра-прадедушки? И кто из этой кучи людей (а это именно КУЧА людей, а не группа обнимающихся) - я? Я - на самом верху? Или, может, я - это тот, кто держит на себе всех остальных?... *а вы что думаете?*








Использование мамы в правильных целях:










Если идти дальше на северо-запад, там будет ещё одна скульптура - "Кольцо из тел". Но я решил обойтись осмотром этой части парка издалека, поскольку время поджимало:














Насилие в семье, видимо, процветало в Норвегии первой половины 20 века:




...но не только насилие:










Решётки и калитки тоже небезынтересны:






Мы спустились обратно к Фонтану. Скульптуры я уже показал, но под ними есть множество интересных рельефов - как и прежде, каждый со своим сюжетом:












Ещё раз посмотрим назад - туда, откуда только что пришли:




От Фонтана к Главному входу (в моём случае - выходу) ведёт мост через речушку. Речушка не ахти какая, зато мост воистину фундаментальный. 100 метров в длину, а по обеим сторонам - 58 скульптур из бронзы. Кое-какие я запечатлел на фото. Вот, например, типичный многодетный отец:




А эта девушка, видимо, сушит волосы (дреды тогда не носили) после купания:




Ещё немного насилия:




Карапуз №1:




Карапуз №2:




Что символизирует это кольцо? Рутину? Несвободу? Замкнутый круг? Решайте сами...




Мне нравится так стоять:




Предположим, что это такой танец или спорт... Ну, или опять насилие:




Отцы и дети - позитивный вариант:




Оно же - не очень позитивный (чорт, опять насилие):




Немного доброты:












Старший братик, по ходу :)








"А ну-ка погнали отсюда поскорее..."




Вот такой вот мостик! Это вам не Аничков со всего четырьмя коняшками:




Современные танцы скандинавских народов (у меня было бы такое же серьёзное лицо, изучай я подобное в действии):




Всё-таки феминизм не зря расцвёл чуть позже - ну нельзя так с женщинами...




Карапуз №3. Самая известная скульптура парка! Видимо, все вспоминают своих чад в подобные моменты:


Под мостом зимуют утки - прям как в Павловском парке:




Правее небольшой пруд, а по центру - Детская площадка: фигуры малышей в движении (будет чуть ниже):




Окольцованные! (сказал банальность, извините):




А это, видимо, радость от встречи (не знает пока, что впереди её ждёт насилие...):




Молодые папы - они такие:




Ну да, всё оно...




Обратите внимание, на чём стоит малыш: по-моему, это очаровательно ^__^:




По соседству с бронзовыми детьми - дети настоящие. Одеты в яркие светоотражающие жилетки, дабы не потерялись и не были сбиты машиной:




Я спускаюсь к Детской площадке. Справа - тот самый мост со знакомыми нам уже скульптурами:




В центре площадки стоит скульптура зародыша. Вот так на голове и стоит - т.е. вверх ногами, ещё в утробе матери. Для фотографии мне пришлось немного очистить скульптуру от продуктов пищеварения голубей, но чего не сделаешь ради искусства!




По окружности площадки - ребятёнки постарше:










Я наблюдаю за одними детьми, а другие наблюдают за мной:








По дороге к выходу обнаружил колоритный телефон-автомат. Кабинка уступает лондонским, но тоже ничего:




Иду к выходу на юго-восток, то и дело кидая взгляды назад:






А это Главные ворота, изготовленные из кованного железа и гранита. Весьма сюрреалистический вид:




А вот и сам маэстро - Густав Вигеланд, гордость Норвегии и с того дня - мой самый любимый скульптор:




План парка и информация по-норвежски (там ещё рядом где-то музей есть). Зашёл я оттуда, где циферка "9", 5 - это фонтан, оттуда свернул направо, потом вернулся и пошёл по карте вниз:




Кто знает по-ихнему, может почитать:




Последний взгляд на парк сквозь замысловатую калитку:




Несмотря на то, что я уже немного подзамёрз, моя прогулка по Осло на этом не закончилась. Но сегодняшний репортаж подошёл к концу. Будете в Осло - обязательно сходите в Парк Вигеланда! А я постараюсь побывать там ещё разок в тёплое время года ;)

Tags: Личности, Норвегия, Осло, Путешествия, искусство, скульптура, эмоции
Subscribe
promo key_stranger january 27, 2013 16:29 25
Buy for 100 tokens
Прошлой зимой я совсем ненадолго оказался в Осло. Буквально, на один день. Летел с Крайних Северов обратно в Германию, и авиарейсы совпали таким образом, что мне пришлось переночевать в столице и улетать дальше только на следующий вечер... N.B. Кстати, моим новым друзьям я рекомендую почитать о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments